В четверг наблюдательный совет некоммерческого партнерства «Национальный центр авиастроения» рассмотрит проект концепции создания центра авиастроения в подмосковном Жуковском стоимостью $4,396 млрд. Предполагается, что туда из Москвы будут переведены все авиационные конструкторские бюро и опытные производства. Финансирование проекта должно осуществляться в том числе за счет продажи инвесторам освобождающихся площадок в престижных районах. Однако пока авиастроителям не удалось найти покупателя ни на один из земельных участков.
Указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения был подписан президентом Владимиром Путиным в феврале прошлого года. Для реализации проекта в июле 2008 года было создано некоммерческое партнерство «Национальный центр авиастроения» (НЦА), учредителями которого стали Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), госкорпорация «Ростехнологии» и правительство Московской области. В состав центра, куда планируется перевести из Москвы все авиастроительные КБ и их опытные производства, также войдет создаваемый госкорпорацией «Ростехнологии» транспортно-выставочный комплекс «Россия», который с этого года будет организатором авиасалона МАКС.
Согласно концепции создания Национального центра авиастроения, в ближайшие четыре года в Жуковском планируется построить первые очереди жилья для размещения сотрудников и запустить ряд первоочередных объектов инфраструктуры. Речь идет о двух офисных зданиях - класса «А» площадью 36,89 тыс. кв. м (там разместится штаб-квартира НЦА, корпоративный центр ОАК и административный центр «Ростехнологий») и класса «С» площадью 61,634 тыс. кв. м (инженерный центр ОАК). Проект предусматривает строительство многофункционального комплекса общей площадью 33,67 тыс. кв. м, где разместятся четырехзвездная гостиница на 90 номеров и пятизвездная - на 14 номеров. Кроме того, запланировано строительство выставочного комплекса общей площадью 106 тыс. кв. м и логистического комплекса площадью 179 тыс. кв. м.
Завершение строительства центра намечено на 2017 год и потребует инвестиций в размере $4,396 млрд, говорится в документе. В качестве основных источников финансирования в нем указаны федеральный бюджет ($1,234 млрд, или 28% общего объема инвестиций) и институциональные инвесторы ($1,553 млрд, 35%). «Ростехнологии» готовы предоставить $503 млн (12%), ОАК - $237 млн (5%), еще $399 млн (9%) приходится на федеральную целевую программу, за счет которой должно финансироваться строительство трассы М5-Жуковский. Также запланировано, что $470 млн (11%) выделит правительство Московской области. Однако один из бывших чиновников в областном правительстве говорит, что пока не определено, в каком объеме подмосковный бюджет может выделить средства на реализацию проекта. Сейчас, по его словам, казна испытывает трудности даже со строительством социального жилья, финансирование которого в бюджете-2009 сокращено с первоначальных 2,6 млрд до 1,13 млрд руб.
В самом НЦА говорят, что «проект будет реализован в виде государственно-частного партнерства». Глава некоммерческого партнерства «Национальный центр авиастроения» Тигран Алексанян отказался уточнить, кто из частных инвесторов дал согласие участвовать в проекте. «Пока рано говорить о конкретных инвесторах, интерес проявляют и банки, и крупные компании», - сообщил он. Однако источник в «Ростехнологиях» утверждает, что одним из частных инвесторов проекта может стать компания «Интеко» Елены Батуриной, которая заинтересована в приобретении ряда участков в Москве, освобождающихся после переезда в Жуковский ряда КБ. Источник, близкий к ОАК, подтвердил, что летом представители «Интеко» вели переговоры о приобретении одного из земельного участков в районе Ходынки. Впрочем, в пресс-службе «Интеко» интерес к покупке земель авиастроителей отрицают.
В Москве расположены ОКБ Сухого (улица Поликарпова), инженерный центр корпорации МиГ (Ленинградское шоссе), АК Ильюшина, ОКБ Яковлева, принадлежащее корпорации «Иркут» (оба на Ленинградском проспекте), а также ОАО «Туполев» (набережная Академика Туполева) - 7 га. Площади каждого из них составляют в среднем 20-100 тыс. кв. метров, а опытных производств - 100-200 тыс. кв. м. Кроме того, между Беговой улицей и проспектом Авиаконструктора Сухого расположена производственная площадка корпорации МиГ (около 60 га) и опытный завод ОКБ Сухого (около 16 га).
В настоящее время ОАК ведет переговоры с потенциальными покупателями освобождающихся площадей. Первой под продажу, по словам источника, близкого к корпорации, идет площадка АК Ильюшина (20 га в районе Ходынки), второй - производственная площадка корпорации МиГ (около 60 га на Ленинградском шоссе). Официально в ОАК подтвердили, что готовят к продаже площадку АК Ильюшина. «В конце декабря мы дали объявление в прессе о продаже площадки, но из-за кризиса ни одной заявки так и не получили. Мы планируем провести еще один конкурс по реализации всей или части площадки», - сообщил директор департамента управления собственности ОАК Александр Туляков.
Эксперты соглашаются, что сейчас такая сделка была бы рискованной. «Если покупатель захочет построить на месте бывших промплощадок жилую или коммерческую недвижимость, то по закону ему придется доплатить в бюджет 80% от кадастровой стоимости участков, что достаточно накладно», - говорит управляющий партнер «Нового качества» Михаил Гец. По его оценкам, еще в докризисные времена стоимость таких земель составляла бы не менее $500 млн, но сейчас цена этих участков колеблется от $100 млн до $150 млн.
Источник: газета «Коммерсант»