Об антикоррупционном потенциале закона о саморегулировании в строительстве рассказывает исполнительный директор СРО «Альянс строителей» Сергей Сидоров
КДО daily: В ходе одной из недавних дискуссий вы сказали следующее: «Схема такой операции [перепродажи инвестконтракта] довольно проста. Если инвестор или застройщик изначально решил продать выигранный контракт, то он регистрирует разрешительную документацию не на свое имя, а сразу на другое ООО. В дальнейшем это позволит избежать длительного и сложного переоформления документов. Таким образом, при переуступке прав на реализацию контракта покупатель сразу становится обладателем фирмы, специально созданной под один проект. <…> По оценке некоторых экспертов примерно 25-30% всех инвестконтрактов меняют своего первоначального владельца».
Я высказываю свое мнение. Значительную часть предложения на «вторичный рынок» инвестконтрактов выносят компании, дружественные администрациям: им достаются «вкусные» участки на сказочных условиях. Они их перепродают уже на рыночных условиях. Тем и живут. Вопросы:
Затруднит ли переход к саморегулированию в строительстве функционирование «вторичного рынка» инвестконтрактов? Иначе говоря, каковы шансы компаний-однодневок попасть в СРО?
Сергей Сидоров: Первое впечатление о компании создается при приеме документов на вступление в СРО.
КДО daily: Оцениваете «на взгляд»?
Сергей Сидоров: Нет, конечно. Прежде всего, мы смотрим на год создания и оборот компании, оцениваем количество штатных специалистов в ней и материально-техническую базу. Наличие или отсутствие реализованных проектов тоже о многом говорит. Законодательством предусмотрен обязательный перечень документов, предоставляемых кандидатом в члены СРО. Но плюсом к нему мы всегда предлагаем заполнить довольно-таки приличный список дополнительных анкет и прочих материалов. Для реально работающей компании это не составит труда. Как правило, ей есть чем гордиться, и она с удовольствием расскажет о реализованных ею объектах.
КДО daily: А как выглядят «при первичном осмотре» однодневки?
Сергей Сидоров: Совсем иначе. Заявляют, что хотят получить свидетельство о допуске чуть ли не ко всем 35 видам работ в строительстве и в то же время не идут на контакт. Потом выясняется, что компания не обладает соответствующей материально-технической базой и квалифицированным штатным персоналом. Как правило, такие фирмы созданы незадолго до начала тендера с одной целью — выиграть его, а потом продать по более выгодной цене. Для таких «контор» достаточно гендиректора и бухгалтера, а вот для вступления в СРО этого будет мало.
КДО daily: Не поможет даже просьба уважаемых людей?
Сергей Сидоров: Уважаемый человек — это не профессия. Если к нам стучится вновь созданное юр.лицо, у которого нет опыта работы за спиной, такой опыт должен быть у нее сотрудников. Только тогда она сможет производить качественную продукцию для строительной отрасли. Если все в порядке, проблем со вступлением в СРО возникнуть не должно.
КДО daily: Это большая проблема — номинально набрать нужных специалистов?
Сергей Сидоров: Это достаточно серьезная проблема. Общая для многих беда связана со специалистами. Большинство игроков в отрасли привыкли получать разрешительные документы, читай: лицензию, сразу на все виды работ. На поверку же оказывается, что квалификация штата номинальна, а за некоторые виды работ ответственны работники, которые ее вовсе не имеют.
КДО daily: То есть допуска на строительство они не получат. А на аукцион их пустят?
Сергей Сидоров: Никуда не пустят. Нет свидетельства о допуске к работам — не сможешь участвовать в торгах. Если компании по закону необходимо вступить в СРО, то без членства в ней компании не выдадут никакой разрешительной документации, она не сможет принять участие в тендерах, торгах и конкурсах. Свидетельство о допуске является одним из непременных условий.
КДО daily: Ну, те или иные нарушения всегда были. Я бы не зарекался насчет того, что не будут изобретены новые формулы.
Сергей Сидоров: Это вопрос правоприменительной практики.
КДО daily: Но почему бы не перепродать контракт, если сам не можешь его реализовать?
Сергей Сидоров: Погодите, вы подменяете проблему. Переуступка долей третьему лицу — нормальная ситуация, если акционер или учредитель решили выйти из состава работающей компании, а не из пустой оболочки. Если же настоящая компания добросовестно заблуждалась относительно своих возможностей, не смогла освоит площадку и вынуждена была снизить цену до 20% от реальной стоимости строительства (и такое бывает!), то это проблема ненадлежащего менеджмента, она сама поставила себя в такую ситуацию, когда администрация в любой момент может её проверить или предъявить претензии относительно хода реализации проекта.
КДО daily: А не могут ли компании-однодневки создать для себя отдельную СРО? Самим себе оформит допуски? Проблемы снимаются.
Сергей Сидоров: Создать и зарегистрировать саморегулируемую организацию не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого нужно объединить в своих рядах как минимум 100 реально работающих неаффилированных стройкомпаний, имеющих лицензии и положительный опыт работы за плечами. Если пойти от обратного — попробуйте найти 100 однодневок сразу и зарегистрироваться в Ростехнадзоре. Уже после получения статуса саморегулируемой организации можно создать льготные условия для приема новых членов, но это уже другая тема…
КДО daily: Сейчас разные некоммерческие партнерства принимают компании в члены на «мягких» условиях, обещая все что угодно, но после получения статуса СРО?
Сергей Сидоров: К сожалению, да, и в этом таится большая опасность. Формальный подход к приему в члены дискредитирует саму идею саморегулирования. В решении этой проблемы многое зависит от национальных объединений СРО как от контролирующих органов. Они должны добиться именно единого подхода в работе всех зарегистрированных СРО.
КДО daily: То есть регистрируем промежуточный итог — сейчас единого подхода нет. А если добросовестные СРО его не добьются?
Сергей Сидоров: Существует механизм финансовой ответственности СРО. Принцип коллективной ответственности членов СРО заставляет объединять в своих рядах только надежные организации. Иначе в случае аварии по вине одного из членов организации вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физических или юридических лиц, а также государственному, муниципальному имуществу и окружающей среде, подлежит компенсации из средств компенсационного фонда. То есть коллективно. В системе СРО причиненный вред может возмещаться не только виновником, но и всеми остальными членами СРО. Каждый раз после таких выплат компенсационный фонд должен быть пополнен до первоначальных размеров в течение 2 месяцев. Понятно, что ни сама СРО, ни ее члены не заинтересованы в дополнительных затратах.
КДО daily: Да никто ведь не говорит, что однодневки плохо строят. Строго говоря, они вообще не строят, а только перепродают нормальной компании по рыночной цене контракт, который им достался существенно дешевле благодаря связям в администрации. Вопрос в потерях бюджета. Ну, разве только неприятные случаи, когда на участке, еще до строительства, что-то случается, а людей, стоящих за ООО, получившей участок, «не могут» найти.
Сергей Сидоров: Вы практически ответили на свой же вопрос. Повторю только, что условия поставленные законодательством, сделают невозможным функционирование такого СРО, даже если представить, что оно будет создано.
КДО daily: Одним словом, никаких шансов вступить в СРО у однодневок нет?
Сергей Сидоров: Есть перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона 9 декабря 2008 года № 274. Сейчас его хотят сократить. Тогда шансы однодневок возрастут.
КДО daily: Отсюда поподробнее.
Сергей Сидоров: И по действующей редакции не всем нужно было вступать в СРО. Членами СРО становятся только в том случае, если осуществляемые компанией работы подпадают под перечень Приказа № 274, но в нем есть исключения. Например, для строительства отдельно стоящих объектов, общей площадью не более 1500 кв.м., высотой не более 2 этажей и не предназначенных для проживании граждан, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов вступать в СРО не нужно. Киоски, навесы и гаражи также не являются объектами капитального строительства, а потому судьба их возведения не пересекается с СРО. Видов в строительстве — 35, а подвидов порядка 800. Было 800. Теперь Минрегион под давлением ФАС России вынужден сократить его примерно в 2 раза. В ФАС уверены, что министерство включило в свой перечень слишком много работ, которые не оказывают существенного влияния на безопасность строительства, а значит, не являются в этом списке необходимыми. Если учесть, что 70% уже вступивших в СРО — это малый бизнес, который выполняет как раз те виды работ, которые планируется «вырезать», то они окажутся вне рамок саморегулирования.
КДО daily: И вашему СРО придется срочно искать новых членов, чтобы набрать «кворум» в 100 членов? У вас проблемы. Шучу.
Сергей Сидоров: Боюсь, не очень удачно. Те предприятия малого бизнеса, которые, несмотря на серьезные затраты, вступили в СРО — это настоящие, работающие компании! Некоторые поручились практически всем своим имуществом за качество своей работы. Они приняли условия закона и надеялись получить преимущества. Теперь же любого из них обойдет на тендере тот самый «Пупкин и компания»! Под предлогом защиты малого бизнеса по нему наносится очередной удар.
КДО daily: Профессиональное сообщество сложило лапки?
Сергей Сидоров: Профессиональное сообщество категорически против таких кардинальных перемен, тем более сейчас. Мы еще не начали работать по новым правилам, а их уже хотят изменить. Конечно, перечень не идеален и у профессионального сообщества есть некоторые вопросы по нему. Но ведь это документ, по которому можно и нужно работать. Для его «доработки» необходим скрупулезный анализ и взвешенный подход специалистов отрасли. Должно пройти, по крайней мере, полгода для того, чтоб мы поняли, как система работает на практике. Иначе мы снова рискуем погрузиться в хаос. Вот тут-то и возникает опасность появления фирм-однодневок и недобросовестных организаций, которые отбросят строительную отрасль России далеко назад.
КДО daily: Ваши действия и прогнозы?
Сергей Сидоров: Будем ждать решения властных структур. Все зависит от их решения. Саморегулируемые организации свою позицию по этому вопросу уже изложили.
Беседовал: обозреватель КДО daily Альберт Акопян